Кому нужен пожилой турист?

В России проживает более 30 миллионов граждан старше трудоспособного возраста, большинство из которых не имеет возможность путешествовать. Чтобы хоть как-то продвинуться в решении этой актуальной для россиян проблемы российские власти организовали «круглый стол» по теме «Туризм в интересах старшего поколения». Мероприятие состоялось в рамках выставки «Интурмаркет-2015».

В качестве модераторов разговора были задействованы авторитетные персоны российской политики. В том числе заместитель председателя Государственной Думы РФ, координатор Социальной платформы партии «Единая Россия» Сергей Железняк и член Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации Светлана Ануфриенко.

Заседание носило довольно поверхностный характер, поскольку ни статистики, ни более или менее детального законодательства, касающихся обсуждаемой темы, в стране пока не существует. Конечно, отдельные положительные примеры в регионах есть, но все-таки системный подход властям только еще предстоит выработать.

По итогам заседания его участники приняли весьма пространную резолюцию, в которой содержатся общие выводы о необходимости создания некой общероссийской системы.

Так, авторы резолюции отмечают, что в стране насчитывается более 1250 санаториев и пансионатов, а число гостиниц и отелей ежегодно увеличивается в среднем на 10% и составляет на данный момент 9 тысяч объектов. Также в документе представлена статистика по количеству музеев, заповедников, парков и заказников, расположенных в стране. Не вполне понятно, для чего в резолюцию вошла эта информация. Предположим, речь идет о заполняемости индустрии гостеприимства — в том числе и за счет старшего поколения.

Также в резолюции правдиво говорится о том, что «для российских пенсионеров активное вовлечение в туристическую сферу затруднено по причинам их низкого материального положения, а также из-за проблем организации доступной среды, психологических барьеров, сокращенного предложения туроператоров для пожилых людей в связи с тем, что данная категория населения не представляет значительного коммерческого интереса и не является целевой аудиторией при разработке туров».

Заметим, что только после этого отмечается недостаточное развитие законодательства в сфере туризма (в интересах пожилых граждан), отсутствие нормативной базы для ведения учета и слабая адаптация инфраструктуры под потребности таких путешественников.

По итогам заседания, помимо констатации проблемы, в документ также вошли предложения. Наиболее весомые из них – это намерение поддержать инициативу реализации федерального проекта «Туризм в интересах старшего поколения», направленного на организацию межрегиональных туристских обменов; и привлечение финансирования со стороны Евразийского экономического союза, Союзного государства России и Беларуси, международных финансовых институтов и страховых кредитных агентств на «пожилой туризм».

Кроме того, предложено разработать стандарты и методику по формированию соответствующего туристического продукта, содействовать повышению экономической доступности туризма для возрастных путешественников (правда, каким образом, не сказано), развитию социального предпринимательства в туризме и государственно-частного партнерства, а также изучать зарубежный опыт в сегменте.

Портал TRN немного углубился в тему, чтобы уже сейчас понимать, какой международный опыт накоплен в этом вопросе, и как определяется социальный туризм на сегодня в России.  

Социальный туризм хорошо развит в странах Европейского Союза, Северной Америки и в Японии.
 
Наиболее характерным примером так называемого социального туризма является «скандинавская модель», применяемая в скандинавских странах и Финляндии.

Также хорошо известны схемы под названием «отпускной чек» (Франция) и «отпускные чеки кассы REKA» (Швейцария), которые выпускаются уполномоченными органами в форме банковских билетов разного достоинства и продаются оптовым покупателям, затем предприятиям, профсоюзным комитетам, пенсионным фондам, другим социальным организациям. Эти чеки распределяются организациями среди своих работников с предоставлением определенных льгот на основе договора.

В Испании используются другие модели. Так, с 2000 года в стране функционирует Программа отпусков для неработающих пенсионеров и пожилых людей, направленная на организацию туристских поездок различной продолжительности в низкий сезон. Программа предусматривает компенсационные выплаты туроператорам из средств Института пожилых людей и социальных услуг, созданном при Министерстве здравоохранения и социальной политики Испании.

Стоит отметить, что объем заявок на отдых в рамках проекта довольно велик. Например, в 2012 году по этой программе было совершено более 2 млн. поездок. При этом государственные субсидии составили 100 млн. евро, а поступления в бюджет от деятельности предприятий и организаций туристской индустрии – 153,7 млн евро.

В настоящее время системы государственной поддержки социального туризма внедряются и развиваются в Бразилии, КНР, Чили и других странах.

В России исторически социальный туризм реализовывался преимущественно через санаторно-курортный комплекс и был направлен на рекреацию и оздоровление (видимо, именно поэтому в резолюцию вошла статистика по численности объектов размещения).

В Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальные путешествия определяются так: «Это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Определение есть, но в полной мере сегмент пока не работает, а ведь это и для турбизнеса – хорошее подспорье, и для людей — отрада и для государства – доброе дело.

Источник: trn-news.ru


Опубликовано

в

от